Кто из нас может честно заявить, что использует все пальцы левой руки на полную катушку? По-моему, многие гитаристы недооценивают мизинец, отчасти потому что для стандартного словаря блюз и рок ликов, основанных на пентатонике, достаточно трех пальцев, а отчасти, потому что мизинец выглядит таким костлявым и жалким по сравнению с другими пальцами, что его сложно воспринимать всерьёз! Тем не менее, уверен что каждый понимает как сильно можно улучшить свою технику, если заставить мизинец работать наравне со своими братьями.
Много лет назад Роббен Форд озаботился этим вопросом и решил использовать мизинец так часто, как только возможно, в надежде, что тот сумеет догнать остальные пальцы. Если вы сейчас посмотрите концерты этого человека, то заметите, что большую часть нот он прижимает либо указательным пальцем, либо мизинцем — он настолько старался улучшить подвижность мизинца, что практически забыл о средних пальцах! Вы можете возразить, что выигрыш у него получился сомнительный — променять два отличных пальца на один короткий, но смысл истории в том, чтобы показать вам насколько полезным может быть мизинец, если его правильно тренировать.
Наблюдая за Гэри Муром, тоже можно заметить кое-что интересное. У Гэри, среди прочего, весьма хорошая техника — он исполнял гитарные партии из «Variations» Эндрю Ллойд Уэббера, да и в хеви-метал альбомах, которые Гэри создавал в 80-х полно быстрых гамм для которых, определённо, нужны все четыре пальца левой руки. Но с другой стороны, недавно я увидел как он играл блюзовый концерт, в котором акцент делался больше на лики, основанные на пентатонике, и здесь Гэри использовал практически только указательный и средний пальцы, иногда добавляя безымянный, словно он запасной игрок. За всю ночь он ни разу не использовал мизинец.
Откуда такая непоследовательность? Почему он потратил десятилетия, отрабатывая идеальную технику своего мизинца, и отказался от неё? Видимо, урок здесь в том, что нужно сохранять свой подход к аппликатуре гибким, и выбирать то, что больше всего подходит для того или иного стиля музыки. Послушайте, например, альбом «Still Got The Blues», вы удивитесь насколько мощно звучат ноты. Гэри, как и большинство тех, кто хочет получить жирное блюзовое звучание, предпочитает толстые струны и относительно высокое их положение. Бэнды при такой настройке могут быть довольно болезненными, кроме этого высок риск того, что хаммер не зазвучит так громко, как предполагалось. Так что, думаю, Гэри просто использует пальцы, которые достаточно сильны и надёжны для того, чтобы звук убедительным. Если бы ему нужно было сыграть пассаж больше похожий на «Полёт шмеля», то, не сомневаюсь, что он бы использовал все четыре пальца на левой руке.
Существует математический способ достижения независимости пальцев. Представьте, что вы барабаните кончиками пальцев по столу. Вам нужно добиться быстрой дроби четырёх нот. Гарантирую, что самая быстрая дробь получится, если вы будете ударять пальцами в таком порядке: 1-2-3-4, или, может быть, наоборот. Разве не было бы здорово, если бы вы могли добиться такой же скорости, но двигая пальцами в разном порядке? Уверен, вы понимаете, как это может улучшить технику вашей левой руки, так что предлагаю упражнение, которое можно выполнять даже без инструмента. Вы можете использовать правое предплечье как подобие гитарного грифа и исполнять движения подобные хаммер-онам в различном порядке. Если вы тратите пять минут в день на ожидание автобуса, то вот вам способ провести их с пользой. (А в качестве приятного дополнения, все остальные люди в очереди будут озадачены или испуганы вашими странными подёргиваниями пальцев, и если в автобусе останется только одно свободное место, то оно, скорее всего, будет рядом с вами! Ах, блаженство … )
Если вы в школе прогуливали математику, разучивая вместо неё записи Заппы (как я), то вам пригодится этот список возможных вариантов:
Выше приведён полный список всех возможных последовательностей, в которых можно сыграть основную комбинацию 1-2-3-4. Если вам кажется, что их слишком много, то прочтите любую строку. Четыре группы, которые вы видите, это на самом деле одно и то же, но начатое с разного места. Т.е. первый столбец представляет собой все возможные варианты, а остальные столбцы -это вариации, которые можно получить, если начинать с другого пальца.
Предлагаю вам несколько упражнений, чтобы понять идею. Привожу только табы без нот, поскольку (давайте смотреть правде в глаза) в основном всё это звучит ужасно и, к тому же, нужно только для того, чтобы улучшить взаимодействие между мозгом и пальцами.
Пример 2.1. часто описывают как «паучье упражнение», вы поймёте почему если, когда будете выполнять его, последите в зеркало за движениями пальцев левой руки. Фактически это первый и самый простой вариант из списка, приведённого выше, проигрываемый на каждой струне по порядку. Но это не пустая трата времени, как может сначала показаться; ваши пальцы привыкают к разному углу изгиба, когда работают на разных струнах, так что каждая струна предлагает немного разное упражнение. Если вы хотите, чтобы это выглядело ещё более «по паучьи», то можете попытаться удерживать каждый палец на струне как можно дольше, так, чтобы все кончики пальцев касались струн постоянно. В реальной игре для этого нет практического применения, но вы заметите, что это будет полезно для развития независимости пальцев.
Пример 2.1
Как вы, наверняка, догадались, есть ещё 23 варианта этого упражнения — по одному на каждую комбинацию. Попробуйте их все. Некоторые будут сложнее чем другие и практически все будут сложнее чем стартовая 1-2-3-4. Через некоторое время стоит остановиться на самых сложных вариациях, а не практиковать каждую одинаковое количество времени. Например, комбинация типа 1-3-4-2 определённо будет даваться с трудом, так что стоит уделить ей побольше времени.
Следующим шагом станет объединение струн в упражнении. Пример 2.2 похож на предыдущий, но последняя нота каждой группы сдвинута на следующую струну. Вы можете углядеть 4-1-2-3 на каждой струне, но это совсем не то, что играть паучье упражнение на основе 4-1-2-3. Во время игры этого упражнения, главная доля падает на другое место, т.е. клик метронома приходится на ноты, играемые указательным пальцем, а не мизинцем, из-за этого упражнение ощущается совсем по-другому.
(К сожалению, это упражнение закругляется не так аккуратно, как Пример 2.1 — два такта содержат по четыре доли, а последний такт только две. Но не волнуйтесь, упражнение всё равно хорошее.)
Пример 2.2
Хотите другие разновидности этой идеи? Хорошо, начать можно, само собой с использования в этом упражнении всех комбинаций последовательности пальцев. Потом можете попробовать сменять струну в другом месте паттерна. В Примере 2.2 играются три ноты на одной струне, а одна на следующей, так почему бы не попробовать играть по две ноты на каждой струне? Или одну ноту на первой струне, а три на следующей?
Если и этого вам мало (а я надеюсь, что так — ведь вы не сможете понять суть идеи пока не попробуете её), то можно ещё немного усложнить себе жизнь, перескакивая через струны. В Примере 2.3 проиллюстрирована основная идея.
Пример 2.3
Теперь переходим к настоящему веселью. В Примере 2.4 основная последовательность на каждой струне начинается с разной ноты, так что придется хорошенько сосредоточиться. (Если обратитесь к табличке возможных вариантов, которую я указывал выше, то заметите, что в примерах используются только комбинации из первой строки. Само собой, что выполнять упражнения следует с каждой строкой по очереди.)
Пример 2.4
В примере 2.5 используется другой подход. Снова взгляните на табличку вариантов — в этом упражнении мы движемся вниз по столбцу, а не по строке. Таким образом, аппликатуры кажутся менее связанными. Данное упражнение значительно сложнее предыдущего, поскольку в нём используются практически все аппликатуры за относительно короткое время. Признаюсь, что от такого у вас на самом деле может разболеться голова, но это будет только означать, что вы всё делаете правильно! Запомните, чем больше усилий вы прилагаете, тем более проворным станете в итоге.
Пример 2.5
Очень хорошо, если вы научитесь выполнять эти упражнения в определённой позиции, но лучше пробовать выполнять упражнение в разных частях грифа. Сможете ли вы передвигать руку, не теряя при этом точности движений пальцев?
В нескольких следующих упражнениях я использую римские цифры для обозначения позиции, думаю, стоит объяснить, что именно это значит. В общих словах, «рука в пятой позиции» означает, что ваш указательный палец находится над пятым ладом, а остальные пальцы над ладами 6-8. (Если быть точным, то это означает, что средний и безымянный пальцы отвечают за лады 6 и 7 соответственно, указательный палец отвечает за все ноты на ладах 4 и 5, а мизинец отвечает за 8 и 9 лады. Но, поскольку всё о чем мы сейчас будем говорить можно сыграть, используя схему «один палец на один лад», то нам подходит и более простое объяснение.) Пример 2.6 иллюстрирует ситуацию, в которой вам нужно изменять позицию. Это хроматическая гамма — т. е. в ней содержатся все ноты между низкой и высокой Ля.
Пример 2.6
Пример 2.7 представляет собой хорошее объяснение сути идеи. Лучше всего играть его, зафиксировав расстояние между кончиками пальцев и, во время смены позиции, сдвигать все пальцы разом, используя большой палец как ось. Вы будете словно опираться на мизинец, повышая позицию, и наоборот — понижая, будете опираться на указательный палец.
Пример 2.7
Пример 2.8 похож на Пример 2.7, но вывернут наизнанку. Несмотря на схожесть, большинство гитаристов считают, что это упражнение сложнее.
Пример 2.8
Когда вы освоитесь с этими маленькими упражнениями, то можете попробовать что-нибудь типа показанного в Примере 2.9, где вам нужно выполнять несколько последовательных смен позиции в одном направлении. Интересно понаблюдать за большим пальцем, во время выполнения упражнения — он должен двигаться внезапными рывками, оставаясь прижатым к задней стороне грифа сколько можно, а не двигаясь по нему плавно. Если хват будет слишком слабым, то рука не будет знать, где на грифе она находится, и прижимать ноты вы будете, в лучшем случае, неаккуратно. Но, если хват будет слишком сильным, то у вас вообще не получится сменять позицию. Нужно найти комфортную точку где-то посредине этих двух крайностей. Вспомните, как движется голова балерины, когда она выполняет серию коротких, чётких вращательных движений. Если её голова будет вращаться плавно, то у балерины начнётся головокружение, и она упадёт. Знатоки балета утверждают, что это определённо не тот эффект, который нужен.
Пример 2.9
Пример 2.10 это более пугающий вариант вышеприведённого. Они одинаковые, за исключением размера изменений позиции — теперь нам нужно двигать руку на три лада. Цель в том, чтобы сыграть это аккуратно на высокой скорости и не смотреть при этом на гриф. Если будете выполнять это упражнение усердно, то в итоге у вас получится комично звучащий скоростной лик, подходящий для использования поверх аккордов типа Fdim7 или Е7 9.
Пример 2.10
Ладно, признаю — такие изменения позиции довольно экстремальны. С другой стороны, любой, кто играет много ритм-партий на базе пауэр-аккордов, уже владеет основными принципами; единственная разница в том, что в упражнении 2.10 используется позиция «один палец на один лад», требующая чтобы ваши пальцы передвигались аккуратно, а не кучей. Если вы посмотрите на упражнение с этой стороны, то оно не покажется таким уж пугающим.
Переходим к замечательному маленькому упражнению в Примере 2.11. В него я попытался втиснуть несколько идей из предыдущих упражнений: взял аппликатуру из Примера 2.4, а перемещения из Примера 2.9. Во второй половине упражнения происходит интересная вещь — каждая доля начинается с Ля на пятом ладу, но каждый раз для этого нужно использовать другой палец.
Пример 2.11
Пока что вы использовали все четыре пальца на равных. Должно быть, у вас появилось много идей разогрева, при работе над предыдущими десятью упражнениями (надеюсь, вы не забыли попробовать их со всеми возможными вариантами последовательностей пальцев?). Теперь пришла пора перейти к следующему подходу: вы назначаете один палец как опорную (т.е. повторяющуюся) ноту и работаете с другими тремя пальцами по очереди. Если посмотрите на первый такт из примера 2.12, то поймёте, что я имею в виду — повторяющаяся Фа на высокой струне выступает здесь точкой опоры. Этот такт совсем не сложен, поскольку вы опираетесь на указательный палец, который может спокойно оставаться на струне в течение всего упражнения. Но взгляните на остальную часть упражнения, вы заметите, что вам придётся опираться на все пальцы по очереди. Многие гитаристы считают, что последняя часть упражнения гораздо кропотливее, чем первая, так что, возможно, её вы захотите попрактиковать тщательнее.
Пример 2.12
Теперь рассмотрим другой подход к развитию вашего проворства. Постараемся выяснить сколько движений каждый палец может совершить, не мешая другим. Всё начинается с изящной формы аккорда F maj7 (аккорд влюблённых), а потом вам нужно поменять пальцы на струнах местами по парам. Вы столкнётесь с неожиданным затруднением — двигать два пальца одновременно не сложно, но вот заставить другие два при этом оставаться неподвижными невероятно трудно! У вас даже может возникнуть желание помогать правой рукой. Начните с очень низкой скорости. Ещё до того как начинать поднимать пальцы со струн, сосредотачивайтесь на том, чтобы удерживать на месте пальцы, которые двигаться не должны. Вы очень быстро освоитесь с этим!
В Примере 2.13 мы работаем с соседними парами струн и проходим через разные формы аккордов, возвращаясь к F maj7 после 12 передвижений.
Пример 2.13
Бе, звучит плохо. Может быть, если мы будем менять местами первую струну с третьей, а потом вторую с четвёртой, то это зазвучит лучше?
Пример 2.14
Неа, звучит всё так же ужасно! Ладно, давайте попробуем менять местами сначала внешние струны, а потом внутренние.
Пример 2.15
Ну и ладно, всё равно в этот раз мы уже и не надеялись, что аккорды будут звучать нормально, так ведь?
Раз уж мы затронули тему «Аккордов От Которых Вам Плохеет», то давайте уделим минутку ещё одной жемчужине. В это раз упражнение тоже начинается с аккорда F# maj7, после чего изменяется в серию менее приятно звучащих форм, однако в этот раз ваши пальцы остаются на тех же струнах. Суть Примера 2.16 в том, чтобы каждым пальцем по очереди тянуться на лад вниз, повторяя это до тех пор, пока указательный палец не упрётся в голову грифа.
Пример 2.16
С непривычки это упражнение может быть болезненным, так что будьте осторожнее, чтобы не получить растяжение! Вообще, в подобных упражнениях на растяжку лады на грифе помогают отслеживать прогресс. Поскольку расстояние между ладами становится тем больше, чем ближе ваша рука к голове грифа, то можно довольно точно замечать, где начинаются неприятные ощущения.
Например, вы обнаружите, что всегда чисто и аккуратно играете упражнение вплоть до пятой позиции. Может быть, сумеете разок добраться до третьей, но не захотите повторять, поскольку это больно. В данной гипотетической ситуации логично, что «задачей минимум» для вас станет достижение того, чтобы игра в третьей позиции давалась с тем же комфортом, что и в четвёртой. Не стоит заставлять себя играть до первой позиции — заработаете тендинит.
Конечно, у всех руки разного размера, и кому-то эти растяжки будут даваться проще, чем другим, но это не меняет того факта, что растяжку можно улучшить, если над ней немного поработать. Да и что с того, если у кого-то растяжка на три лада больше, чем у вас? Дело то не в этом, а в том, что если вы сможете увеличить свою растяжку ну, скажем, на половину лада за три месяца, то это уже будет прогресс, который отразится на силе, скорости и аккуратности вашей левой руки. Как минимум, сложные формы аккордов станут для неё более естественными, а это уже довольно полезно!
Хороший критерий здесь — следить чтобы все четыре ноты аккорда звучали правильно. Совсем не сложно обмануть себя и посчитать, что вы достигли конца грифа, если руки просто стоят так, как будто играют нужную форму аккорда. Но я считаю, что при работе над растяжкой бессмысленно ориентироваться на то, как это выглядит. Думаю, полезнее определить пару позиций со средней растяжкой — на несколько ладов назад от вашего предела — и двигаться между ними, пока не начнете прижимать струны идеально каждый раз, и руки перестанут быстро уставать. Если поработаете над упражнением из Примера 2.17, ощутите, как ваши руки становятся сильнее.
Пример 2.17
Конечно, может быть, у вас руки как у Пола Гилберта, тогда ни одно из приведённых упражнений не потребует от вас сильной растяжки. Но как насчёт Примера 2.18? Он выглядит так, словно в два раза сложнее, чем предыдущий, но на самом деле всё не так плохо. Однако если вы сможете проделать его, вплоть до головы грифа, не потеряв ни единой ноты, то ваша растяжка заслуживает уважения.
Как и в Примерах 2.13-2.15 (со сменой струн) основная сложность в упражнениях на растяжку состоит в том, чтобы пальцы двигались только тогда, когда должны. Особенно это касается безымянного пальца, когда вы прижимаете струну средним пальцем, то безымянный так и норовит последовать за ним. Чтобы избавиться от этого, оба пальца должны быть вовлечены в процесc растяжки — даже если безымянный фактически не двигается,
Пример 2.18
то он сопротивляется движению среднего пальца, что поможет вам достичь наибольшей дистанции между ними. Может помочь, если вы прислушаетесь к ощущениям в руке, когда вы, подражая Споку, показываете салют вулканцев «живи долго и процветай» — держите указательный палец вместе со средним, а безымянный с мизинцем, разводя пальцы парами в стороны так, чтобы они образовали V.
И на этой Стар Трековской ноте, думаю пора нам заканчивать тему независимости пальцев и двигаться дальше. Надеюсь, всё это как минимум указало вам на ваши слабости в мобильности левой руки, а постепенная работа над некоторыми темами позволит вам играть легче, не говоря уже о том, что поможет совладать с ликами и аккордами, которые раньше не получались.
Оставить комментарий